четверг, 4 июня 2009 г.

О русских народных сказках..

Влияние русской народной сказки на ментальность нашего народаГарантией счастья и преодоления всех трудностей в жизни является наличие рядом мудрой жены2009-06-04 / Константин Ремчуков

Текст подготовлен для журнала L'Officiel.

Ковры-самолеты надежнее боингов и аэробусов.

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. Дом-музей В.М.Васнецова Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", "утро вечера мудренее", "много будешь знать, скоро состаришься", "в тридевятом царстве, тридесятом государстве", "полетят клочки по закоулочкам", "жить поживать да добра наживать", "по усам текло, да в рот не попало", "повернись к лесу задом, а ко мне передом" входят в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.

Русские волшебные сказки вместе со сказками А.С.Пушкина создают целостную и весьма многогранную картину мира. При этом, на мой взгляд, эта картина весьма достоверна, так как на ней нарисованы все типажи окружающей человека жизни. Благородства и подлости в сказках поровну. Именно поэтому можно утверждать, что русские народные сказки - продукт коллективного творчества народа. Но и сам народ формируется как целостная общность под воздействием сказок. Ведь представление о добре и зле - основа ментальности народа, под которой я понимаю специфику его психологии, особенность присущей ему картины мира, хода и логики размышлений, мотивов решений и поступков.

Когда я читал сказки сейчас, в ходе написания данного эссе, я обратил внимание на огромное количество деталей в сказках, не лестных для героев. Емеля сидит на печи, перепачканный золой, "сопит и в золе копается", отказывается идти за водой и рубить дрова, но делает это только когда ему угрожают, что он не получит обещанных "красной рубашки, красной шапки и красных сапог". Разъезжая на печи, он пренебрежительно относится к людям: ".В городе по улицам народ постоянно ходит, дурак не кричит: "берегись" - и передавил в городе много народу". И только молодая жена вносит гармонию в использование могущественных возможностей Емели произносить заветные слова "по щучьему велению.". "Эх, муженек, - говорит королевна, - мало одного тепла, надо, чтобы люди тебя уважали, чтоб добрые, на тебя глядя, радовались, а злые - завидовали. Пожелай ты лучше стать умным да красивым, а счастье у тебя в руках; с умом сумеешь им и пользоваться как следует".

Вообще роль женщин в русских сказках огромна: вокруг них все и крутится-вертится. И их любовь, и их зависть и ненависть - главные пружины сюжетов. Символом мудрости являются Елена Прекрасная и Василиса Премудрая. Символом подлости - сестры главных героинь и сватья-бабка Бабариха. Есть даже сказка под названием "Баба хитрее черта", где рассказывается о том, как черт не смог внести раздор в отношения мужа и жены, а баба смогла. Под видом заботы об их будущем счастье она рассказывает каждому по отдельности о том, как с уходом молодости супруги начинают заглядываться на молодых. И чтобы этого не случилось, она советует жене срезать волосок с кадыка мужа ночью наточенным ножом. Мужу же она говорит, что жена уже готова от него "постылого" избавиться в пользу "молодца да красавца". И, естественно, ночью муж ловит руку жены с ножом у горла и забивает ее до полусмерти. После этого и черт сбегает от бабы, на всякий случай.

Сказка - это жизнь, но жизнь - не всегда сказка. Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. Дом-музей В.М.Васнецова Еще одна сказка "Правда и кривда" поражают достоверностью и неизменностью человеческих представлений об этих материях. Поспорили два портных о том, как нужно жить - правдой или кривдой. Наум говорит: "Правдой нужно жить". А Иван ему: "Врешь ты: из господ ли, из купцов или из нашего брата, мужиков, - кто умеет кривить, тот и в сапогах ходит". Наум не соглашается и каждый раз весь свой заработок ставит на кон, когда они задают свой сакраментальный вопрос встречным людям. Крестьяне ответили: "Какая теперь правда! За правду не то что не похвалят, а еще скажут: кляузник. Кривда в сапогах ходит, а правда в лаптях". Купец отвечает: "Отцы наши говаривали: не обманешь - не продашь. Так неужто нам умней их быть? Правдой сыт не будешь, кривдой не подавишься; люди ложь - мы тож!.." В конце концов Наум остается без копейки денег, а стало быть, и без еды. Просит у Ивана хлеба, а тот соглашается дать кусок, но при условии, что он еще Науму и глаз выколет(!). А потом и второй, а в довершение всего бросает ослепшего товарища на болоте. Жуть! Потом, как в сказке, Наум и прозреет, и разбогатеет, и будет жадному и завистливому Ивану укором пожизненным, но не мстительным. Таков характер у русского человека - правдолюбца!

Но в детстве как-то не замечаешь плохого. Все внимание фиксируется на светлой, счастливой стороне сказок. И это здорово, так как взрослых они ничему научить уже не могут: их собственный жизненный опыт подсказывает: так не бывает, все это - сказки!

В русских сказках четко различаются Иван-дурак, он же Иванушка-дурачок, и набитый дурак. Первые - герои, их дурость - форма гениальности, созерцательности и фатализма, как у Обломова или у Кутузова в Филях. Их решения не очевидны для здравого смысла их братьев и сестер, деньги потратят на собаку или кошку, а не на лепешку. Рыбу и орла отпустят, медведя и волка пощадят. А те потом из беды выручат, слово заветное скажут. А набитый дурак - в клиническом смысле - идиот.

Вообще добры молодцы в сказках - удивительны. Никогда не могут подождать всего один день - обязательно шкурку лягушки в печку бросят, а потом гоняют по всему свету, чтобы жену свою, красавицу, вызволить и получить то, что уже имел или почти имел. Создание самим себе рукотворных трудностей с последующим героизмом в их преодолении - распространенный сюжет не только в сказках.

Самые счастливые героини - терпеливые и покорные. В "Морозко" вывезенная в лес падчерица Марфуша на вопрос Мороза: "Тепло ли тебе, девица?" отвечает: "Тепло, дедушка", за что получает хорошее приданое. Ее сводная сестра грубит Морозке, и он превращает ее в сосульку. То же самое в "Аленьком цветочке", когда только младшая сестра соглашается ехать к Чудищу лесному, а потом, привыкнув к его голосу и заботе, восклицает: "Встань, пробудись, мой сердечный друг: я люблю тебя как жениха желанного!" Взамен - богатство и роскошь, муж-красавец, "свита и слуги верные".

Вообще в русских сказках богатство и жажда власти, с одной стороны, осуждаются ("Сказка о рыбаке и рыбке"), а с другой - все к этому приходят. То есть богатство - конечно же, идеал, но идти к нему надо хитро. Это как при формулировке миссии современных корпораций: писать, что целью является прибыль, - нельзя. Надо писать, что целью является удовлетворение потребности клиента, подразумевая при этом, что уж он-то заветную прибыль и принесет.

Вообще сказки, правдиво отражая распространенные отношения между персонажами, являются попыткой сформулировать идеальную модель жизни, мечты, психологического утешения человеку в беде. Главный смысл волшебства показать, что люди не должны отчаиваться даже в безнадежных ситуациях, потому что жизнь - богаче наших представлений о ней, а нетривиальные поступки - более верный путь к окончательному успеху.

Отправить почтой

Версия для печати

В закладки

Обсудить на форуме (2)

Разместить в LiveJournal

И все же самое главное, что я вынес из русских сказок, это то, что гарантией счастья и преодоления всех трудностей в жизни является наличие рядом мудрой жены. И уже за одно это я готов их перечитывать вновь и вновь! И детям и внукам!

Аналитическая психология на страже сексизма.

Эту заметку я написала еще весной, но все не приводилось случая ее опубликовать... Однако сегодня, в свете предыдущего поста, она весьма будет к месту.

Дж. Л Хендерсон в главе "Древние мифы и современный человек" в юнгианском сборнике "Человек и его символы" пишет:

"Девушки в нашем обществе разделяют героические мифы, поскольку подобно юношам им так же приходится развивать в достаточной мере свою индивидуальность и приобретать образование. Но в их разуме существует более древний пласт, проявляющийся, похоже, через чувства с тем, чтобы они все-таки стали женщинами, а не повторяли мужчин (курсив в этой заметке - мой -В.Д.). Когда это древнее содержание психики дает о себе знать, современная молодая женщина может подавить его, поскольку оно угрожает лишить ее достижений эмансипации равенства в дружбе и возможности соперничества с мужчинами на работе, одним словом, женских привилегий современности". 

Далее он описывает пример из практики, когда он консультировал женщину по поводу ее "неудовлетворительной сексуальности". "Она с отличием закончила женский коллеж и наслаждалась интеллектуальным общением с мужем и другими мужчинами. В то время как эта сторона ее жизни шла в основном довольно хорошо, у нее периодически возникали вспышки раздражительности, она начинала говорить агрессивно, что отталкивало мужчин и вызывало у нее невыносимое чувство неудовлетворенности собой. 

В это время ей приснился сон. Ей снилось, что она стоит в очереди таких же молодых женщин, как она; посмотрев вперед, она увидела, что это очередь на гильотину - всем по порядку отрубали гильотиной голову. Тем не менее, сновидящая, вовсе не испугавшись, осталась в очереди, похоже, вполне готовая к такой участи. 

Я объяснил, что это означает, что она готова отказаться от привычки "жить головой" и должна научиться давать свободу своему телу,  чтобы открыть его естественную сексуальность и выполнить его биологическое предназначение в материнстве. Сон выразил это в виде настоятельной необходимости радикальных перемен: она должна пожертвовать "мужской" героической ролью". 

Далее идет совершенно изумительный пассаж: "Как и следовало ожидать, эта образованная женщина не имела трудностей с восприятием толкования на интеллектуальном уровне и попыталась измениться, стать более покладистой. У нее улучшилась интимная жизнь, она стала матерью двух очень приятных детей. Когда она стала лучше разбираться в своих чувствах, к ней пришло понимание, что мужчина (или женщина с мужским складом ума) воспринимает жизнь как ряд препятствий, которые нужно брать штурмом, проявляя героическую волю и решимость, однако для подлинной женщины жизнь лучше всего постигается в процессе постепенного пробуждения". 

Аналитическая психология, как мы видим из выше приведенного отрывка, теперь вполне заменяет нам церковь, школу, семью и прочие "институты" подавления женщины как социально значимой единицы. Теперь она взялась объяснять женщине, с несомненно "научных позиций", что и как ей следует делать и как себя вести в "обществе". 

Оказывается, в женщинах есть пласт, который априори снижает ее возможности осмысливать окружающую действительность и всецело относит ее функции к зачатию, вынашивания, рождению и воспитанию подрастающего поколения. Курица-несушка, одним словом. Если она не придерживается этих установок, у нее нарушается сексуальность (появляется неудовлетворенность), она начинает говорить агрессивно, "что отталкивает мужчин и вызывает у нее невыносимое чувство неудовлетворенности собой". О, замечательный, несравненный жупел, заменяющий некоторым сто тысяч порок и часов стояния в углу на горохе! 

Хендерсон, находясь на, несомненно, сексистских позициях, которых ему не удалось преодолеть даже в общении с великим Юнгом (!),  не замечает, что отталкивала мужчин не агрессивность как таковая, которая в порядке вещей в мужских сообществах. Их отталкивало в общении с ней ощущение, что их опыт взаимодействия стала перенимать женщина, вынужденная отстаивать позицию равного в мужском окружении. И именно в этом - неприятии ее теми, кто был для нее и окружением и, соответственно, увы, авторитетом, заключалась причина невротизации  ее личности, повлекшая все остальные отклонения в жизненных проявлениях. Тем более что все эти события подкреплялись воспитанными с детства поло-ролевыми установками. И отнюдь не "коллежи" воспитывают чувство соперничества у девушек. Так заставляет их действовать среда, где женщины в полный рост сталкиваются с ситуацией, когда в повседневной практике они ощущают, а затем - начинают осознавать, что девушки ничуть не глупее и не деятельнее парней, а по некоторым, и замечу, многочисленным параметрам, что в последнее время становится все очевиднее, превосходят их. И именно общественный двойной стандарт, заключающийся в распространенной практике: дать равное образование, но затем продолжать на разных уровнях проводить разграничение по "прирожденным половым способностям и биологическим предназначениям", приводят наиболее способных девушек, а затем - женщин к состоянию неудовлетворенности и общей невротизации.  

Да, ведь далее идет изумительный сон "анализируемой женщины": товаркам по очереди на гильотину рубят головы, а сновидящая, как курица, попавшая в конвейер современного птице перерабатывающего комбината, кажется, не испытывает никаких чувств: ни протеста, ни страха. Разумеется, когда тебе отрубят голову, придется "дать свободу  телу", чтобы без головы открыть свою истинную сексуальность (похоже на фольклорную скважину, не правда ли?)  Вне всякого сомнения, в этом и состоит "жертвование мужской героической ролью", сопровождающееся принятием роли покладистой, безмолвной самки, у которой сразу улучшится интимная жизнь. С кем? С мужем, который, в поддержку чаяния психоаналитика, сразу же начнет относиться к ней как к мамочке-наседке? И, разумеется, вне всякого сомнения, попутались мифы: мужчина, а не Афина Паллада, вышел из головы Зевса в полном доспешном облачении, целостный и готовый к превратностям существования, поэтому именно женщине по-прежнему еще грозит пробуждение, в отличие от  мужчины, рожденного совершенным!