суббота, 16 мая 2009 г.
Причины детского невроза
www.krassota.com
Бывают темы, говорить на которые очень
трудно. Это - одна из таких. Детский невроз. Навязчивые движения. Что
делать, если твой ребенок вдруг начинает ни с того ни с сего теребить
что-то руками, резко крутить головой, щелкать пальцами или делать любое
другое, из раза в раз повторяющееся движение? И сам, кажется,
переживает по этому поводу.
Что это такое?
Полное
название этого неприятного недуга - невроз навязчивых движений.
Различают навязчивые движения и тики. Это близко, но не одно и тоже.
Тик - это непроизвольное сокращение мышц, в результате которого
происходят всевозможные подергивания. Тик невозможно контролировать,
более того, зачастую человек даже не замечает и не ощущает своих тиков
и узнает о них от окружающих. Тики, кстати, далеко не всегда имеют
невротическую природу и вообще хоть раз в жизни случаются с каждым из
нас. Бывает, что у человека от усталости подрагивает веко или кривятся
губы. Тело как будто автономно от нашего сознания сбрасывает
переизбыток напряжения. Знакомо? То же происходит с ребенком. И причина
может быть та же - переутомление в школе, доме, нездоровая обстановка
вокруг, переизбыток информации, постоянное нахождение в условиях
повышенного шума и т.д. Если скорректировать режим дня и снизить
нагрузку, тики могут уйти так же незаметно, как появились.
С
медицинской точки зрения тики - результат сбоев в работе отделов
головного Мозга, отвечающих за движения, тонус мышц. Иногда, в период
интенсивного роста - результат временно возникшего диссонанса в работе
головного и спинного мозга (проще говоря, организм подростка
развивается быстро, но неравномерно, и части нервной системы не
успевают друг за другом). Справиться с тиками помогают успокоительные
препараты, всевозможные релаксации, умеренная, но регулярная физическая
нагрузка. Естественно, подбирать лечение должен врач - психоневролог.
Главное, ребенка при этом не залечить, чтобы не привить особый и столь
часто встречающийся "кайф от болезни".
Откуда берется "кайф"?
Причина
,в общем-то, понятна. В подавляющем большинстве на детей мы обращаем
внимания мало. И даже не потому, что мы такие уж плохие родители.
Просто пока он есть и здоров, бегает тут рядом, ноет "мама, мама.",
чего-то требует, "глушит" дом "ужастиками", не приходит в голову, что
ему нужно какое-то особое внимание. Да и дел по дому навалом, отдохнуть
хочется. И вдруг у него появляются какие-то тики, подергивания. Все!
Кошмар! Что же делать? Ребенка запустили!!! Да еще и суровый доктор с
умным видом рецепт выписывает. Вот на этом этапе и начинают ребенка
залечивать и залюбливать. И от него, естественно, не укрывается этот
факт. Ребенок начинает осознавать выгоду своего состояния!
У
меня была клиентка - Светочка. У нее головка всегда была наклонена
влево и слегка тряслась. Светочку привела мама и так вздыхала, так
платочек к глазам прикладывала, что даже меня разжалобила. Я поработала
со Светочкой, есть у меня такие хорошие приемчики на снятие зажимов в
шее. Они приятные, веселые, игровые. Светочка оживилась, разболталась.
Головку при этом держала прямо. Вдруг стук в дверь. Мама за дверью
извелась. Светочка вскочила и. ребенка как подменили. Обреченность в
глазах, голову набок. Мама снова в слезы! А я смотрю, что голова то у
нее уже не влево, а вправо. "Света!", говорю: "А у тебя головка куда
сейчас клонится?" "Ой!",- воскликнула девчонка и тут же наклонила
голову в другую сторону, кинув на меня хитрый, заговорщицкий взгляд. А
мама так ничего и не поняла!
Нельзя сказать, что у девочки все
было сплошной симуляцией. Нет, тонус мышц у нее был высокий и
ассиметрия напряжения мощная. Естественно, вы представьте, что такое
год держать шею в постоянном статичном напряжении. Тут у кого хочешь
затрясется! Но Света, конечно, типичный ребенок - невротик, осознающий
выгоду своего положения. И мама, я думаю, тоже.
О навязчивых движениях.
Отличие
навязчивых движений в том, что они минимально, но все же поддаются
контролю и, как правило, являются прямым повторением какого-либо
характерного жеста. Это позволяет думать, что навязчивые движения
все-таки имеют сугубо психологическую природу и вызваны устойчивым во
времени и сценарии типичным травмирующим обстоятельством. На ребенка
постоянно давят, кричат, унижают, заставляют идти наперекор его воле,
вынуждают к чему-то, либо напротив - совсем не замечают, игнорируют.
Психика не в силах с этим справится, и тогда удар на себя принимает
тело.
В пользу этой версии говорит то, что навязчивые движения
нередко проходят сами собой, как только меняются отношения внутри семьи
или сам ребенок находит какой-то выход из своего душевного тупика.
Второй
аргумент - навязчивые движения ребенка во много раз сильнее
переживаются родителями, чем тики, хотя тики, на первый взгляд,
выглядят все-таки страшнее и безнадежнее. Видимо, идущее от навязчивых
движений психологическое напряжение невозможно не ощущать и на него не
реагировать. Часто можно увидеть такую картину: мама рыдает или орет
благим матом, ребенок стоит и дергается всем телом. Со стороны они
выглядят, как две части одного и того же, как актеры причудливой
пантомимы, как пронзенные разрядом электрического тока. Жуть!
Как лечится?
В
Интернете вы найдете массу статей на тему детских неврозов. Навязчивым
движениям уделяется особенно много внимания. Практически все
специалисты рекомендуют психотерапию и медикаментозное лечение. Не
уточняется только, какую именно психотерапию, а ведь она бывает очень
разной.
Хороша та, что не только лечит, но и помогает найти
другие способы выхода напряжения. Поэтому так успешны сейчас песочная
терапия, где ребенок строит собственные миры из песка, арт-терапия, где
занимается рисованием, лепкой, конструированием. Где невротическое
напряжение выводится через действие!
Правда, здесь есть одно
"но". И та, и другая работа - творческая, так что сам психотерапевт
должен быть раскрепощенным и творческим человеком. Я никогда не забуду
слова шестилетнего мальчика, который уже на пороге кабинета, посмотрев
на меня полными презрения глазами, изрек: "Рисовать не буду, и не
проси! Надоели!" Я его понимаю. Арт-терапия и рисуночные тесты - это то
немногое, чего в институте будущим психологам дают в избытке, вот они и
суют их куда не лень. "Затертые до дыр" методики перестают работать, а
родители, не понимая, почему ребенку не становится легче, хотя он так
часто посещает психотерапевта, теряют веру в психологию и идут к
обычному врачу. Поэтому и надо искать специалиста, который работает не
по шаблону, которому не безразличен результат. Такие есть, и не надо
удивляться, если действия, которые будет предлагать сделать ребенку
психолог, будут далеки от классического "вы хотите об этом поговорить"?
Очень
интересна и продуктивна танцевально-двигательная терапия. В ней ребенок
всю свою боль может выплеснуть через танец. Телесно-ориентированная,
которая зачастую и вовсе идет от противного. Хочешь махать руками -
маши, только очень быстро! Хочешь дергать головой - дергай, но при этом
говори вслух, что чувствуешь. А еще лучше даже не говори, а кричи.
Хочешь кричать на маму? Кричи на маму. Представь ее перед собой и кричи
все, что накопилось. Ох, слышали бы некоторые мамы, что кричат о них их
дети!
Мама девятилетнего Стасика, эффектная молодящаяся дама,
заметила навязчивые почесывания сына и. пришла в ужас. Так неэстетично
выглядели и сами движения, и возникающие вследствие этого кровавые
полосы. Мама не нашла ничего лучше, чем просто перестать обращать
внимание на ребенка. Вообще! Теперь она не показывалась в школе и не
ходила с сыном гулять. По ее словам, Стасик позорил ее своим внешним
видом. По версии мамы, "она хотела, чтобы сын заметил, что стал ей
неприятен и что-то сделал с собой, чтобы она его снова полюбила". "Он
же должен понять, что таким, как сейчас, он мне неприятен",- говорила
мать, кажется,даже не осознавая, что говорит. В откровенной беседе мать
созналась, что не хотела мальчика и в душе рассчитывала на рождение
дочери. Мужа, отца Стасика, не любила и поэтому развелась. Мужчин не
любит в принципе : "они грубые". Навязчивые движения сына считает его
способом привлечь к себе ее внимание и не хочет идти у него на поводу.
"У него и так все есть", - убеждена мама.
Вот этот мальчик
кричал! Чесался и кричал: "Мама, мама, Я ЕСТЬ!!! Почему ты не любишь
меня, мама?". Потом чесал уже не себя, а пол, кресло, стены, рвал
бумагу, игрушки. Пока вся боль не вышла через эту чесотку и слезы. А
потом замер, задумался и сказал: "Все равно она меня не услышит. Но я
больше чесаться не буду, если ей не нравится".
Мама пришла,
посмотрела на нас, съязвила: "Что вы тут за погром устроили? Чем это вы
тут занимались?". А потом спросила меня при нем: "Может, уже пора на
таблетки переходить?".
О таблетках.
А что таблетки? Да,
вероятно, они могут принести положительный эффект и даже снять симптом.
Но в подавляющем большинстве за этим следует привыкание к препаратам,
если не на физиологическом, то на психологическом уровне. Ребенок
усваивает, что если есть проблема - на душе, то надо выпить таблетку, и
все пройдет. То, что проблема на душе, как правило, решаема, надо
только понять, что в твоей жизни происходит не так, и сделать
правильные выводы и действия, уже не будет срабатывать. Зачем? Ведь
пить таблетки проще! К тому же, психотропные препараты хоть и косвенно,
но влияют на волю человека, а это значит, что маленькому человеку будет
трудно бороться с болезнью. Он скорее согласится принять ее как
данность. А это - верный путь к полной потери себя в социальной жизни.
Открою
тайну, в подростковом возрасте у меня самой были навязчивые движения, в
моменты волнения я начинала подергивать плечами. Родители, конечно,
переживали, но у них хватило понимания не делать из этого проблемы и не
залечивать меня антидепрессантами. А в те времена лечили только так. Но
мама нашла хорошего психолога, харизматичного мужчину. Мне назначили
гипноз. Раз десять мы на него ездили, как сейчас помню, зимой, на
другой конец города. Когда добирались до поликлиники, где принимал тот
психолог, уставшие от толчеи в общественном транспорте, я блаженно
растягивалась на кушетке, радуясь перспективе спокойно провести целый
час. Гипноз был групповым, рядом со мной на таких же кушетках лежало
еще человек 15 таких же мальчиков и девочек. Психолог говорил какие-то
успокаивающие слова, играла тихая музыка. Мне казалось, что ничего не
происходит, во всяком случае, я вполне контролировала себя и мечтала о
чем-то своем. Изредка вертелась, и тогда гипнолог подходил и водил
руками над моей головой, брал за руку. Было забавно. После гипноза
состояние было легкое и спокойное, я, кажется, действительно стала
меньше нервничать. Когда движения ушли, я, честно говоря, не помню.
Просто ушли, сами собой. Может, и не сразу, но не припоминаю, чтобы это
было большой проблемой. Как ребенок, который это пережил, могу сказать,
что когда это касается тебя, это не выглядит так страшно. Может, если
бы это не прошло или надо мной бы смеялись в классе, я бы болезненнее
это переживала. Но - не смеялись. Сейчас думаю, какое счастье, что
родители не пошли по стандартному пути - клиника, уколы. Кто знает, где
бы я сейчас тогда была и в каком состоянии здоровья?
Как реагировать?
Очень
спокойно! Дайте понять ребенку, что вы это заметили, но не делаете из
этого проблемы. Объясните, что такое иногда случается с человеком,
который очень устал или хочет, но боится что-то сказать. Если ребенок
не замкнулся в себе, спросите как можно мягче: "Может быть, ты хочешь
мне что-то сказать или попросить?".
Не критикуйте ребенка на
людях, не просите его сдерживать себя и не делайте
страдальчески-проникновенных лиц, когда кто-то из знакомых заметил тик
ребенка. Не оправдывайтесь. Вы же не оправдываетесь за его разбитые
коленки? Здесь то же самое. Редкий ребенок не имеет эмоциональных
проблем.
Как можно меньше обращайте внимание на навязчивые
движения, но старайтесь переключить его внимание на что-то другое.
Например, попросите что-то принести вам или сделать.
Прежде чем
вести ребенка к психологу или неврологу, спросите о его желании.
Совершенно не обязательно сразу же лечить невроз, иногда как раз надо
дать ему время выразиться, и тогда станет более понятно, чем он вызван
и что надо делать.
Будьте мудрыми и воспринимайте невроз как
общую проблему, а не проблему ребенка. В подавляющем большинстве
навязчивые движения - единственный язык, на которым ребенок говорит с
вами.
Что делать?
Я уже "старый" психолог, давно работаю.
Могу позволить себе говорить то, что думаю. Дорогие родители, неврозы
детей - это ваше собственная, нервная, дерганная, полная страхов,
неполноценная жизнь. В которой вы забыли не только о собственных детях,
но даже о самих себе! Когда последний раз вы сидели всей семьей в
тишине (без работающего телевизора и Интернета) и просто разговаривать
по душам? Когда прожили хоть один день спокойно, так, чтобы ни на кого
не раздражаться, ни на что не злиться, никому не завидовать? Знаете ли
вы, чем живет и о чем мечтает ваш ребенок?
А если вы хотите
понять его и также понять, от чего у него эти навязчивые движения,
найдите время, часика два-три, и попробуйте поделать то же самое, что
делает ваш сын или дочь. Точно так же ходите и крутите, дергайте,
выламывайте свои части тела, в точности копируя его/ее движения и
прислушиваясь к себе, своим эмоциям. Только сделайте это не один и даже
не десять раз, а раз сто-двести, в течение, минимум. часа, а то и двух.
И тогда вы поймете, что выбрасывает из себя тело ребенка и что он
кричит в своем застывшем, молчаливом крике. О чем оно хочет сказать
вам! Где у него болит?
Мама шестилетнего Стасика: "Я трясла,
трясла, трясла головой, а потом вдруг вспомнила, что точно также трясла
головой моя мать, Стасикова бабушка, когда отчитывала меня в детстве.
Только она это делала не так сильно и часто, как сын, но можно было
узнать. Мама с нами не живет, но она приезжала к нам, когда сыну было
три года. Я оставляла его не нее, и он потом жаловался, что бабушка его
все время ругала. А я и значения не придала, хотя сама все детство от
маминой жестокости страдала".
Мама двенадцатилетней Сашеньки: "Я
знала, что дочь стесняется своей внешности из-за того, что у нее прыщи.
Когда подошла к зеркалу и стала корчить рожицы, как она, подумала: Боже
мой, девочке же надо помочь справиться с ними и научить следить за
собой. Она же у меня красивая! Почему я раньше об этом не думала?".
Мама
восьмилетней Ингриды: "Как она с этим живет? Боже мой, а я- то ее еще
ругала? Почему, чтобы вспомнить о том, что твой ребенок нуждается в
тебе, надо, чтобы случилось такое?"
Елена Шубина
Из выпуска от 21-04-2008
рассылки "Живая психология"
Подписаться на:
Сообщения (Atom)