четверг, 12 марта 2009 г.

эксперименты над людьми

Эксперимент Милгрэма (1974 год)

Эксперимент Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование". В опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером "по жребию" распределялись роли "учителя" и "ученика". В действительности испытуемому всегда доставалась роль "учителя", а нанятый актер всегда был "учеником". "Учителю" перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта - якобы выявить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника.

"Ученика" привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как "ученик", так и "учитель" получали "демонстрационный" удар током в 45 вольт. Дальше "учитель" уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать "ученику" простые задачи на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. "Учитель" начинал сомневаться, а экспериментатор на это отвечал: "Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста".

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывался на крик. Эксперимент продолжался до напряжения в 450 вольт. Если "учитель" колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность "ученика" и что эксперимент должен быть продолжен. Результаты оказались шокирующими: 65% "учителей" дали разряд в 450 вольт, зная, что "ученик" испытывает страшную боль.

Вопреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали "ученика" электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 "учителей" из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое помещение в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской "Исследовательская ассоциация Бриджпорта". Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы.

В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% "учителей", независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным "приказом". Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над "учеником" и, нажимая на кнопку, были уверены, что "ученик", неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам.

В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

 

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 год)

Эксперимент с "искусственной тюрьмой" не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, однако результаты этого исследования повергли в шок общественность. Известный психолог Филипп Зимбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные для них условия тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на "заключенных" и "надзирателей".

Предполагалось, что "заключенные" изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. "Надзирателям" не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. Вначале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание "заключенных" было жестоко подавлено "надзирателями". С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. "Надзиратели" разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить "заключенных" и поселить в них недоверию друг к другу - поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче "охранять". "Надзирателям" стало казаться, что "заключенные" в любой момент готовы поднять новое "восстание", и система контроля ужесточилась до крайней степени: "заключенных" не оставляли наедине с собой даже в туалете.

В результате "заключенные" стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. Через некоторое время навестить "заключенных" пришел "тюремный священник". На вопрос, как их зовут, "заключенные" чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик. К ужасу экспериментаторов оказалось, что "заключенные" абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а "надзиратели" испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к "заключенным", еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это - всего лишь эксперимент. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображениям.

На основе этого эксперимента Оливер Хиршбигель снял фильм "Эксперимент" (2001).

 

"Чудовищный эксперимент" (1939 год)

В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят.

Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни.

Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

 Эксперименты Лэндиса: спонтанные выражения лиц и подчиненность (1924 год)

В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал изучать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций. Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами.

В момент выражения эмоций студентов фотографировали. И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Лэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. Все участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называется, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представляли, каким образом осуществлять приказ экспериментатора. В результате животным причинили немало мук.

Последствия эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчиниться авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.

 

Красные сапоги унд желтые ботинки

Чего-то надирает меня на самовыражение сегодня.  То месяцами не самовыражаюсь, то по три раза на день.  Братцы, но за психологией и высокими материями я забыла написать про самое главное: красные сапоги.

Я позавчера потащила свою приятельницу Иру (маму Данилкиного кореша Максима) в магазин обуви, который я случайно нашла в центре города, где распродавалась обувь (якобы дизайнерская) по таким ценам, что грех не купить (сапоги, например, 10 евро). Ира долго меряла приличную обувь в бежевых или черных тонах, но так ничего и не купила. А я, почти не глядя, купила бордовые сапоги на каблуках и ярко-желтые полуботинки  к ярко-желтому же пальту, которое я прикупила в прошлом году в "Хламе унд Мусоре". Сказать, что Ирка была в шоке от моего выбора - это значит ничего не сказать.  Впрочем, она воспитанный человек и не позволила себе каких-то бестактных замечаний, разве что осторожно спросила, как реагирует на мои покупки супрух. Я честно ответила, что мнение супруга в данном вопросе  меня  мало интересует. 

И тогда Ира поведала мне следующую "поучительную" историю: она как-то разговаривала  с мамой одного ребенка, который ходит в садик вместе с нашими детьми, и упомянула, в частности, что наняла девушку-бэбиситтера, которая пару раз в неделю забирает Максима из сада. " А знаю! - воскликнула мамаша. Это такаааая (ухмыляясь и подмигивая) В КРАСНЫХ САПОГАХ!" Ира сначала не могла понять в чем дело, т.к. ее бэбиситтерша по немецкой традиции в любую погоду ходит исключительно в кедах, а потом, уже придя домой, поняла, что мамаша имела в виду меня, т.к. я тоже изредка забираю Максима из сада вместе с Данилкой. 

Я даже представить не могла, что, оказывается, шокирую допропорядочных бюргеров своей обувкой. Я  (честно!) думала, что на мои сапоги никто и внимания не обращает, тем более, что они в тон к куртке! Думаю вот теперь, выдержат ли мамаши, когда я заявлюсь детский сад  в желтом пальте и желтых ботинках..... Или вызовут психиатрическую перевозку.... Как вы считаете? 

..и тому подобное

Впервые Стив проснулся задолго до будильника, так и не сомкнув глаз до первых его признаков (как правило, это падающий Стиву на голову родной телефон, верещащий голосом Кори Тейлора. Ничего удивительного. Стив привык.) И, вообще, ему сегодня по-настоящему хотелось прибыть к первой паре... И, вроде как, погода располагала к этому. Пока он не посмотрел в окно - откуда-то взявшиеся сугробы повергли его в глубочайший ангст. Надолго. На всю первую пару. Но на вторую ему непременно надо было попасть, так что Стив почапал к остановке по, еще толком не протоптанным, ослиным народным тропам. Надо сказать, снег выпал коварный - липкий, затягивающий. Ждать маршрутку пришлось довольно долго, и то, с приземлением на место, Стива придавило к окну злобной бабкой необъятных размеров.

Как оказалось, первой пары не было вовсе, а вторая предвещала нудную усыпляющую лекцию и никаких интересных дискуссий, так что Стив позволил себе пропустить нужную остановку. затем еще одну и еще. Дабы прогуляться по заснеженным непролазным улицам на пути к 3ей паре(ну это же любимая психология - почти что святое х)). Но не так-то это просто, когда тебе лепит в лицо мощный снегопад. И пока Стив добирался пешедралом до универа, он тысячу раз пожалел, что насрал на 2ю пару. Снежные хлопья липли на ресницы и пытались залезть в глаза (чем приводили к крайнее бешенство. маньячные хлопья.), ноги же вязли в снегу, вдобавок нагрузка на сердце из-за тяжелой сумки на плече и пакета с кроссовками в руке (что поделать? На физ-ре в стилах не спляшешь...) И вкупе все это ужасно злило, но, проявив силу воли, Стив добрался до храма знаний. А спустя несколько часов они вместе с Аки, Сашкой и товарищем пивом резались в финалку 9ю (где у некого левого персонажа, оказывается, было наредкость странное имя - Доебон XDD Ну, иногда родители бывают слишком жестоки)

Еще Стив наконец написал пост от 3го лица, чему радуется словно идиот.

Бес паники

ВРЕМЯ ТРЕВОГИ

Паническая атака - это острое переживание тревоги и страха. При почти мгновенном приступе становится невыносимо страшно умереть или сойти с ума. Внешне это выглядит так: по всему телу проходит дрожь, человек начинает задыхаться, потеет, слабеет, лицо бледнеет или краснеет. Иногда приступ сопровождается болями в животе. Реальность вокруг резко меняется: звуки и цвета воспринимаются по-другому. Испытавшие приступ говорили, что предметы становятся более выпуклыми.

При реальной угрозе, будь то взрыв или землетрясение, возникает обычная паника. У панической же атаки явных причин нет.

За последние двадцать лет в мире все чаще стали случаться происшествия, которые невозможно предугадать.

За последние двадцать лет жители больших городов все чаще стали жаловаться на подобные симптомы. Причем чаще всего это были люди без каких-либо серьезных психологических проблем. За те же двадцать лет в мире все чаще стали случаться происшествия, которые невозможно предугадать: взрывы в метро и на улицах, обрушение зданий, крушение самолетов и поездов... Скорость и напряжение жизни в городе, препятствия, которые надо постоянно преодолевать, непредсказуемые чрезвычайные обстоятельства - из-за всего этого общий тревожный фон усиливается, что и влечет за собой возникновение панических атак.

ИСТОКИ ПАНИКИ

Πανικος в переводе с древнегреческого означает "происходящий от Пана". Так древние люди называли сильный страх, приписывая его зловредной воле бога Пана. В греческой мифологии Пан - божество лесов и полей, покровитель пастухов и стад - был волосат, козлоног, рогат, уродлив телом и лицом. Согласно мифологии, Пан наводил на людей беспричинный страх, особенно почему-то в тишине полуденного зноя. Воины молились Пану перед битвой, чтобы он поверг в ужас противников.

ОДИН В ПУСТЫНЕ

По своему опыту могу сказать, что одно из основных ощущений, присущих человеку, который испытывает панические атаки, - ощущение, что он всецело является автором своей судьбы, что от него зависит не только его собственная жизнь, но и жизнь близких. Ему кажется, что он может опираться только на самого себя. Описывая это переживание, люди представляют себя человеком в пустыне: вокруг никого, никто не придет на помощь. В таких случаях психологи говорят, что человек воспринимает себя как фигуру, вокруг которой нет фона.

Если рассматривать взаимодействие человека с миром как взаимоотношение Фигуры и Фона, то между ними мы можем условно обозначить границу, где происходит контакт внешнего и внутреннего. Эта граница нужна не только для получения сигналов, но и как защитная функция организма. При панической атаке связь с фоном теряется, и весь окружающий мир для человека как бы исчезает. Он не только не ждет помощи извне, но и оказывается неспособным ее принять, даже если ему предлагают. Он ее просто не видит.

СВЕРХКОНТРОЛЬ И ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ

"Я спокойно занимался делами, ни о чем не думал, как вдруг почувствовал, что сейчас могу умереть..." - так многие описывают паническую атаку. Если человека порасспрашивать подробнее, выяснится, что некоторое время назад в его жизни произошли важные изменения.

Чаще всего паническими атаками страдают молодые люди, которые боятся не справиться с "взрослой" ответственностью.

Однажды ко мне за помощью обратился мужчина, который в течение двух лет периодически испытывал панические атаки, обычно в самолете или при большом скоплении людей. В разговоре выяснилось, что как раз около двух лет назад у него родился долгожданный сын. Из-за этого многократно повысилась ответственность, возросла ценность жизни. Теперь отец панически боялся умереть, чтобы не оставить сына одного.

Моя знакомая долго работала за границей. Панические атаки с ней происходили, когда она находилась в другой стране и когда была рядом со своей маленькой дочерью в России. Хронологически приступы начались примерно тогда, когда отец ребенка бесследно исчез, а вместе с ним исчезла опора, на которую девушка раньше могла рассчитывать.

Пик панических атак, как правило, случается у людей до 35 лет. В это время из мира родителей, родственников и друзей детства, где он чувствовал себя комфортно, человек переходит во взрослый мир, где отношения нужно выстраивать заново. Особенно важные моменты: поступление в институт, смена работы и места жительства, рождение детей. Соответственно, появляется желание все контролировать и страх, что можешь не справиться.

Один раз испытав паническую атаку, человек боится вновь потерять контроль над действительностью. Возникает как бы страх страха. Парадокс: человек хочет полностью контролировать свою жизнь, и от этого напряжения жизнь выходит из-под контроля!

ЧАСТЬ ЦЕЛОГО

Как предотвратить это состояние? Как не довести себя до приступа панической атаки? Доверять близким, уметь равномерно распределять ответственность, верить, что в жизни есть место чуду, помнить о собственном опыте, когда к нам приходила нежданная помощь...

Все мы умеем четко выстраивать свои границы и охранять свою территорию. Однако большинство из нас все реже испытывает это сладостное чувство близости, когда есть тепло и свет, когда люди позволяют себе просто быть друг с другом, не анализируя слова и действия.

Некоторые психологи считают, что панические атаки - это острый приступ одиночества. Люди, пережившие приступ, говорят, что боялись не просто умереть, а умереть в одиночестве. Поэтому так необходимо, чтобы рядом был человек, которому ты небезразличен, с которым ты иногда можешь побыть слабым и не бояться показать свою потребность в другом. Мы, конечно, должны рассчитывать на свои силы, но каждый из нас также нуждается в том, чтобы почувствовать себя частью человечества.

ЗАЧЕМ ТУТ ПАКЕТ?

Замечали, что как только у героев американских фильмов - у Джулии Робертс в "Сбежавшей невесте" или у Мэтта Дэймона в картине "Застрял в тебе" - случается приступ паники, друзья дают им коричневый упаковочный пакетик, чтобы те в него подышали? Это первая помощь при панике, этому учат в скаутских лагерях.

Дело в том, что при панике у человека возникает учащенное дыхание - гипервентиляция. Избыток кислорода лишь усиливает напряжение и стресс, а потеря углекислого газа при усиленных выдохах вызывает щелочной сдвиг в крови, что мешает расслабиться и успокоиться. Выдыхая в пакет и снова вдыхая свой же углекислый газ, мы восстанавливаем уровень двуокиси углерода в организме, в результате чего напряжение спадает. Это помогает не только остановить приступ, но и предупредить его.

Кстати, совершенно не обязательно панически искать бумажный пакет. Ощущая нехватку воздуха, достаточно подышать в шарф, носовой платок или в сложенные ладони.

ОТРАЗИТЬ АТАКУ

Главное - помнить, что паническая атака гораздо страшнее выглядит, чем реально угрожает здоровью. Справиться с ней довольно просто, поскольку заранее известно, как ПА будет протекать и чем закончится.

Если паническая атака случилась у вас

Как правило, люди за несколько секунд чувствуют приближение ПА, так что можно попытаться предупредить приступ. Основная задача - не потерять связи с действительностью, взять под контроль эмоции.

Сконцентрируйтесь на дыхании. То, что вам не хватает воздуха, - иллюзия. Посмотрите: вокруг вас люди дышат нормально! Не надо глубоко и часто вдыхать, этим вы лишь усиливаете напряжение мышц. Замедлите дыхание. Пусть вдох будет равен по времени выдоху: вдох на "раз-два-три-четыре", выдох на "раз-два-три-четыре". Поможет трехфазное йоговское дыхание: когда вдыхаешь "снизу вверх". Сначала наполняешь воздухом живот, потом надуваешь диафрагму под грудной клеткой, а только потом - грудь. Точно так же выдох: сначала опускаешь живот, потом диафрагму и грудь. Такое дыхание нехарактерно для современного человека. Оно позволяет сконцентрироваться на себе и своих ощущениях.

Внимательно посмотрите вокруг. Если рядом есть люди, попробуйте разглядеть выражения их лиц, одежду. Посчитайте, сколько вокруг мужчин и женщин, блондинов и брюнетов. Прислушайтесь, о чем они говорят. Необходимо всячески вытаскивать себя из панического состояния. Для этого цепляйтесь взглядом за окружающие детали. Если вокруг никого нет, закройте глаза и попытайтесь представить что-то приятное и спокойное - например, голубое небо или море. Расслабьте мышцы. Физическое напряжение лишь усиливает тревогу.

Не убегайте с места, где вас настигла паническая атака. Местность тут не при чем. Но когда успокоитесь, лучше сменить обстановку, выйти на улицу, позвонить кому-нибудь.

Проанализируйте свои ощущения. Помните, что от панических атак еще никто не умирал! Просто спокойно переждите приступ. Он может продолжаться от нескольких секунд до двух часов и сначала идет по нарастающей, потом постепенно убывает.

Если паническая атака случилась у кого-то рядом

Если рядом с вами кто-то начинает метаться и задыхаться, нужно вернуть его к реальности. В момент приступа человек не способен управлять собой, становится ведомым, поэтому его довольно легко переключить на себя, отвести в сторону. Возьмите его за руку. Важно не входить с человеком в резонанс, не паниковать вместе с ним.

Спокойно говорите с ним короткими фразами: "Смотри на меня", "Как тебя зовут?". Расскажите ему о себе, расспросите о нем. Обращайте его внимание на людей и вещи вокруг.

Помогите ему восстановить дыхание. Надо понимать, что панический приступ в конце концов пройдет.



Из выпуска от 02-03-2009

рассылки "Психология Light"