пятница, 31 июля 2009 г.

Н.А.Бердяев - ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ

Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.

(Первое послание к Коринфянам Св. Апостола Павла)

Заглавие этой книги требует разъяснения. Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь - философия свободных, философия, исходящая из свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости, свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия интуитивная, философия сынов, а не пасынков. Путь этой книги исходит из свободы в самом начале, а не приводит к свободе лишь в конце. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. И божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении. Эта незыблемая, непоколебимая вера в то, что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги. В ней сознательно проводится метод исхождения, а не прихождения, исхождения из того, что открылось, увиделось как свет, а не прихождения к тому, что еще не открылось, не увиделось и погружено в тьму. Путем этим шли все мыслители-мистики; шел, наприм<ер>, близкий мне по духу Франц Баадер. Христианская философия, или теософия, этой книги не претендует на "научность", но претендует на истинность. Претензия эта оправдывается тем, что истина не мною выдумана и открыта, ибо я исповедую религию Христа. Научность не есть ни единственный, ни последний критерий истинности.

В книге этой, думается мне, есть внутреннее единство и внутренняя последовательность, хотя и нет достаточного внешнего единства и внешней последовательности. Отдельные части этой книги писались в разное время и отрывками печатались в "Вопросах философии и психологии". Теперь отрывки эти переработаны, написаны новые части, и все претворилось в книгу, не систематическую, но отражающую цельное религиозно-философское миросозерцание и мирочувствие. Я был бы счастлив, если б книгой этой обострил в современном сознании ряд жгучих религиозно-философских проблем, особенно в сознании людей, вступивших на путь религиозно-мистический. Ныне не время созидания систем, законченных и обоснованных. Ныне религиозная философия должна быть выражением и творчеством жизни. Ныне парадоксальность философствования может быть верным отражением антиномичности религиозной жизни.

В основе "философии свободы" лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения - мистический и магический. Мистика пребывает в сфере свободы, в ней - трансцендентный прорыв из необходимости естества всвободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь же мистический должен быть путем богочеловеческим. Философия свободы есть философия богочеловечества.

Москва. Январь 1911 года.

Читать книгу здесь: http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html

из рассылки

Ключников С.Ю.

ОСТРОВ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Меняя образ жизни нужно воспитывать в себе иное, нежели прежде, отношение ко времени. В отличие от обычных людей, разбазаривающих время без всякого понимания его драгоценности, ученик научается жить неизмеримо более полной жизнью, насыщенной и событиями и богатыми переживаниями. Внутреннее время уплотняется и начинает как бы пульсировать тонкими и сложными чувствами, эмоциями, микроозарениями, освещающими этапы пути восхождения. Человек все острее ощущает чужеродность внешних энергий и ритмов жизни, вовлекающей более слабых людей в свой убийственный водоворот. Он начинает воспринимать тяжесть обыкновенной усредненной психологии и системы ценностей, стремящейся навязать ему собственные стандарты и подходы как руководство к действию. На первых порах после принятия решения жить по-другому люди, окружающие его и на словах не имеющие ничего против его "чудачеств" (приблизительно так в лучшем случае они про себя называют его метаморфозы), начинают бессознательно противодействовать его воле и разрушать его упорядоченную жизнь, внося в нее хаос. Они активизируют свои контакты с кандидатом в ученики, пытаются втянуть его в ненужные проекты и дела, размагничивают его духовный настрой с помощью примитивного юмора и насмешек, загружают его своими проблемами и жалобами. Иногда окружающим людям удается поломать начинания человека, принявшего решение жить по-другому: в итоге он оставляет свою затею и возвращается к прежней жизни, исповедуя духовные идеи только на словах.

Современный мир с его представлениями о том, как надо жить, является огромным препятствием для духовного ученика, стремящегося вести совершенно иной образ жизни. Тот, кому удастся победить образ жизни людей современного мира и отвоевать для себя небольшой участок пространства, свободного от хаоса и сна, наверное заслуживает того, чтобы ему поставили памятник и выбили на нем какую-нибудь надпись, вроде той, которую сделали на могиле известного украинского философа и духовного подвижника Григория Сковороды: "Мир меня ловил, но не поймал". Особенно трудно вести правильный образ жизни тем кандидатам в ученики, которые живут в больших городах, тем более в столичных мегаполисах. Сложности начинаются со всего - с проблемы защиты от городского шума, непрерывных телефонных звонков на работе и дома, очень большой скученности людей в общественном транспорте и машин на дорогах. Чтобы справиться с разрушительным давлением цивилизации, требуются особые меры.

Большую и едва ли не решающую роль в поддержании правильного образа жизни играет умение выстраивать и поддерживать распорядок дня: ведь день - это микрообраз всей жизни. Эзотерические учения советуют ученику вставать с рассветом и ложиться до полуночи, начинать день с вспоминания образа духовного учителя и настройки на подключение к потоку жизни и идеальное выполнение всех дел, задуманных еще с прошлого вечера. Это придает поведению человека правильный вектор и сообщает удачу во всех делах и начинаниях. Если человек будет стремиться каждый день прожить более совершенно, нежели предыдущий, если о дне предыдущем он будет задумываться заранее с прошлого дня, то его образ жизни будет все более отвечать тем высоким стандартам, которые ученику предлагают его духовные учителя.

Если по прошествии некоторого времени после знакомства с духовно-эзотерическими учениями и идеями ваш образ жизни совершенно не изменился, значит, вы делаете что-то не так, и одна из самых важных ступенек на пути восхождения так и не взята. Помните об этом и старайтесь жить так, как предлагают это делать высокие учения и подлинные Учителя.

ТЕМА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ

Войдя в медитативное состояние, мысленно просмотрите свой образ жизни, как некий кинофильм, и отметьте ошибки в том, как вы живете. Затем как можно более ярко, во всех деталях, представьте, каким бы вы хотели видеть этот образ. Создав отчетливую картину своего одновременно идеального и реального образа жизни, постарайтесь оживить ее, наполнив ее энергетическим зарядом и запустив перед своим мысленным взором. Пообещайте себе, что сделаете все, чтобы воплотить эту картину в свою жизнь. Мысленно обратитесь к духовному учителю, чтобы он поддержал вас в вашем стремлении улучшить собственный образ жизни. Попытайтесь самостоятельно что-то изменить и улучшить в вашей судьбе.

(Продолжение следует).