пятница, 18 сентября 2009 г.

И напряженность тонких вещих снов,

Вам никогда её не разгадать...
Луна и женщина- таинственно похожи...
Такая же блистательная стать,
Такой же свет прекрасной нежной кожи...
Всё та же глубь непостижимых глаз,
Зовущие, манящие движенья...
И незаметно поселилось в Вас
Щемящее у сердца напряженье...
Вас заразил упругий томный свет,
Вас покорила искренность надежды,
И вот- Вас нет! Увы-Вас больше нет...
Есть- лишь желанья лунные одежды...
Всё напряглось, исчезла простота,
Вас тайною луна заворожила...
И воцарилась всюду красота-
Реальность вздрогнула и голову вскружила...
И царственность непознанная слов,
И дарственность душевного надрыва,
И напряженность тонких вещих снов,
И боль полёта ввысь - души с обрыва ...
Сменяет ночь прекрасный яркий день,
И солнца свет сияет у причала,
В себе сокрыв луны манящей тень,
Но вечером начнётся всё сначала..

Ирина Богушевская. "Шарманка осень"


Осень, осень, детская шарманка.
Нелепый и фальшивый звук.
Он меня целует. Зонтик и перчатки
Неловко падают из рук.
 Вечер свечек, хризантем и джаза.
Назавтра мы идем в кино,
Кажется, на Фосса. И перед сеансом
Фойе пустынно и темно.
Вдруг, отражаясь в зеркалах,
Я вижу страх в своих глазах,
А в его глазах - небеса.
И отражаясь в небесах,
Ни словом не могу сказать,
Ни пером потом описать,
Что, отражаясь в зеркалах,
Я вижу дым в своих глазах,
И огонь я вижу в других.
И, отражаясь в том огне,
Я вижу, но как бы на дне,
Все тот же страх в своих глазах.
Осень, осень, пестрая игрушка.
Мелодий давних дивный круг.
Гуси, утки, прочие кукушки
Привычно двинулись на юг.
Розы. Каллы. Длинный звон бокалов...
Мы оба в облаке из снов.
Но снова осень проститься нам сказала,
Так все подстроив вновь и вновь,
Что, отражаясь в зеркалах,
Я вижу страх в своих глазах,
А в его глазах - небеса.
И отражаясь в небесах,
Ни словом не могу сказать,
Ни пером потом описать,
Что, отражаясь в зеркалах,
Я вижу дым в своих глазах,
И огонь я вижу в других.
И, отражаясь в том огне,
Я вижу, но как бы на дне,
Все тот же страх в своих глазах.
Осень. Осень. Глупая игрушка.
Где ты, мой друг, и ты, мой друг?
Вновь меня целуют в губы и послушно
Перчатка падает из рук.
Сколько тысяч лет танцуют листья
Все тот же медленный фокстрот!
Снова осень в дверь мою стучится.
Зачем? - я знаю наперед...
И отражаясь в зеркалах,
Я вижу дым в своих глазах,
И огонь я вижу в других.
И, отражаясь в том огне.
Я вижу, но как бы во сне.
Увы и ах, - все тот же страх.
http://bogushevich.theatre.ru/songs/sharmanka/ 


Та, что…

Та, что была со мной, - где ты теперь? 
На другой полосе? если можно, вместе все. 
Та, кого вел домой, недавно вроде бы. 
На работе я, на охоте ты. 
Спорю с самим собой - чудак! ну давай дружить, 
Как-то надо же жить - хлеб жевать, воду пить, 
Болеть, глотать драже, комментить твой ЖЖ, 
Настроение держать на восьмом этаже. 
Знать бы хотя бы где ты, с кем ты, 
Тепло ли там, я на твоей планете. 
Слать бы тебе конверты, как Кай Герде, 
Кубики изо льда прямиком в никуда. 
Знать бы хотя бы с кем ты, да как ты. 
Честно кормлю кота, поливаю кактус. 
В гости к тебе идти по парапету 
И не верить бреду, что тебя нету. 
Хочешь знать, как живу, отпусти тетиву. 
Наберу и сотру, напишу и порву. 
Все на так себе лучше неплохо, плыву на плаву, 
Нет, назад не прошусь, зазвонит - не проснусь. 
С кем встречаешь весну? кто приходит во сне? 
Извини, но я нет, не вернуть этих лет. 
Вот опять этот бред, все спокойной, привет. 
Знать бы хотя бы где ты, с кем ты, 
Тепло ли там, я на твоей планете. 
Слать бы тебе конверты, как Кай Герде, 
Кубики изо льда прямиком в никуда. 
Знать бы хотя бы с кем ты, да как ты. 
Честно кормлю кота, поливаю кактус. 
В гости к тебе идти по парапету 

И не верить бреду, что тебя нету.

бессонница...

Настырная! Приходит обычно часа в 2 ночи, будит и не дает уснуть. Встаю, брожу по квартире в поисках куда себя приткнуть, бессонница как преданная псина за мной. Если остаюсь в постели сон долго не приходит. Поэтому сажусь за комп, через час потихоньку начинаю клевать носом. Ложусь и пытаюсь поймать сон. Иногда получается...
Сегодня ночью на помощь приходил мужнин кот. Пытался выудить из моей чашки пакетик валерьянки, тыкался мокрым носом в руку, урчал и мявкал.

Определения в карете из тыквы

Окольными путями, блуждая о тырнету, вышла на такую интересную поляну:
Еще Лем писал, скажет вам любой правоверный фэн, что фэнтези - это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы, это повествование, в котором детерминизм судьбы подпорчен стохастикой случайностей.
Хо-хо! Звучит мудро, аж зубы болят, а ведь это еще не конец. Продолжая штудировать классика, мы узнаем, что фэнтези, с одной стороны, принципиально отличается от сказки, ибо фэнтези есть игра с ненулевой суммой, а вот с другой стороны, совершенно от сказки не отличается, ибо она не поддается проверке в плане событийной осуществимости (она "антиверистична").
Зубы болят все невыносимее, но что делать, лемовская "Фантастика и футурология" была рассчитана не на таких, как я, простачков, которым разжуй и положи в рот, да еще и подтверди это тривиальным примером.
Скажем, вот так: сказка и фэнтези тождественны, ибо непроверяемы. И в сказке, и в фэнтези Золушка, к примеру, едет на бал в тыкве, запряженной мышами, а трудно придумать что-либо более непроверяемое. Детерминизм событий, пресловутый "гомеостат"
сказки требует того, чтобы дающий бал принц ощутил при виде Золушки удар, приступ неожиданной любви, граничащей с умопомрачением, а "игра с нулевой суммой" требует, чтобы они поженились и жили долго и счастливо,
предварительно покарав злую мачеху и не менее злых сестер.
В фэнтези же может сработать "стохастика случайностей" - принц, допустим, ловко разыгрывает страсть, выманивает девушку в темную галерею и лишает невинности, а затем приказывает гайдукам выкинуть ее за ворота. Обуреваемая жаждой мести Золушка скрывается в Серых Горах, где золота, как известно, нет, там организует партизанский отряд, дабы свергнуть насильника с трона.
Вскоре благодаря древнему предсказанию становится ясно, что именно Золушке-то принадлежат права на корону, а негодяй-принц - незаконнорожденный сын и узурпатор, да к тому же еще и марионетка в руках злого чародея. Я доступно изложил?
Однако вернемся к той непроверяемости ("антиверизму"), характерной черте, либо - если это больше нравится другим, а особенно противникам жанра, - стигме фэнтези. Снова обратимся к Золушке. Пусть наше повествование начнется, когда все уже чуточку подпорчено стохастикой случайностей - скажем, на балу. Что мы тут имеем? Мы имеем замок и галереи, принца и дворян
в атласе и кружевах, лакеев в ливреях, канделябры - все веристично до тошноты. Если дополнительно мы прочитаем фрагмент диалога, в котором гости принца комментируют постановления Константинопольского Собора, то проверяемость будет уже полной.
Но тут вдруг появляются волшебница, карета из тыквы и влекущие ее полевые мышки! Ох, скверно! Антиверизм! Непроверяемость! Остается только надеяться, что действие, может быть, разворачивается на планете, где мыши таскают кареты ежедневно. Может, добрая волшебница обернется космонавткой из NASA или переодетым мистером Споком. Или, например, все происходит на Земле после какого-то ужасного катаклизма, отбросившего человечество к феодализму и галереям внутренних двориков и
одновременно обогатившего мир мышами-мутантами. Ведь такой поворот событий был бы научным, серьезным и, ха-ха! - веристичным!
Но магия? Волшебница?
Нет. Исключено. Несерьезные глупости. "Выкинуть, - цитирую Лема, - в корзину".
Убейте меня, дорогие, но я не вижу большой разницы между непроверяемостью волшебной тыквы и непроверяемостью удаленных галактик либо Большого Взрыва.
А разговоры о том, что волшебных тыкв не было, нет и не будет, а Большой Взрыв мог некогда иметь место либо еще может когда-нибудь случиться - для меня дискуссия бесплодная и смешная, ведущаяся с позиций тех цековских деятелей культуры, которые некогда требовали от Теофиля Очепки, чтобы он перестал малевать гномиков, а начал изображать достижения коммунизма, ибо коммунизм существует, а гномики - нет.
И скажем себе раз и навсегда, - с точки зрения непроверяемости, фэнтези не лучше, не хуже, чем так называемая SF.
А для того, чтобы наш рассказ о Золушке стал веристичным, ему необходимо в последних абзацах оказаться сном секретарши из проектного бюро, упившейся вермутом в предновогоднюю ночь.

Кому было не смешно, может кинуть в меня помидором. А кому интересно - остальной пир духа тут. Да вы, наверное, и так узнали - это Анджей Сапковский, "Нет золота в Серых горах".
А привел меня к нему eyra_0501- правда, он об этом ни сном ни духом не догадывается :)
Кстати, про игру "с нулевой суммой" и с "ненулевой суммой" ничего не поняла, - только на уровне интуиции что-то смутное ощущается... Поэтому за разъяснение, если кто знает, в чем тут фишка, была бы очень признательна.