Эту заметку я написала еще весной, но все не приводилось случая ее опубликовать... Однако сегодня, в свете предыдущего поста, она весьма будет к месту.
Дж. Л Хендерсон в главе "Древние мифы и современный человек" в юнгианском сборнике "Человек и его символы" пишет:
"Девушки в нашем обществе разделяют героические мифы, поскольку подобно юношам им так же приходится развивать в достаточной мере свою индивидуальность и приобретать образование. Но в их разуме существует более древний пласт, проявляющийся, похоже, через чувства с тем, чтобы они все-таки стали женщинами, а не повторяли мужчин (курсив в этой заметке - мой -В.Д.). Когда это древнее содержание психики дает о себе знать, современная молодая женщина может подавить его, поскольку оно угрожает лишить ее достижений эмансипации равенства в дружбе и возможности соперничества с мужчинами на работе, одним словом, женских привилегий современности".
Далее он описывает пример из практики, когда он консультировал женщину по поводу ее "неудовлетворительной сексуальности". "Она с отличием закончила женский коллеж и наслаждалась интеллектуальным общением с мужем и другими мужчинами. В то время как эта сторона ее жизни шла в основном довольно хорошо, у нее периодически возникали вспышки раздражительности, она начинала говорить агрессивно, что отталкивало мужчин и вызывало у нее невыносимое чувство неудовлетворенности собой.
В это время ей приснился сон. Ей снилось, что она стоит в очереди таких же молодых женщин, как она; посмотрев вперед, она увидела, что это очередь на гильотину - всем по порядку отрубали гильотиной голову. Тем не менее, сновидящая, вовсе не испугавшись, осталась в очереди, похоже, вполне готовая к такой участи.
Я объяснил, что это означает, что она готова отказаться от привычки "жить головой" и должна научиться давать свободу своему телу, чтобы открыть его естественную сексуальность и выполнить его биологическое предназначение в материнстве. Сон выразил это в виде настоятельной необходимости радикальных перемен: она должна пожертвовать "мужской" героической ролью".
Далее идет совершенно изумительный пассаж: "Как и следовало ожидать, эта образованная женщина не имела трудностей с восприятием толкования на интеллектуальном уровне и попыталась измениться, стать более покладистой. У нее улучшилась интимная жизнь, она стала матерью двух очень приятных детей. Когда она стала лучше разбираться в своих чувствах, к ней пришло понимание, что мужчина (или женщина с мужским складом ума) воспринимает жизнь как ряд препятствий, которые нужно брать штурмом, проявляя героическую волю и решимость, однако для подлинной женщины жизнь лучше всего постигается в процессе постепенного пробуждения".
Аналитическая психология, как мы видим из выше приведенного отрывка, теперь вполне заменяет нам церковь, школу, семью и прочие "институты" подавления женщины как социально значимой единицы. Теперь она взялась объяснять женщине, с несомненно "научных позиций", что и как ей следует делать и как себя вести в "обществе".
Оказывается, в женщинах есть пласт, который априори снижает ее возможности осмысливать окружающую действительность и всецело относит ее функции к зачатию, вынашивания, рождению и воспитанию подрастающего поколения. Курица-несушка, одним словом. Если она не придерживается этих установок, у нее нарушается сексуальность (появляется неудовлетворенность), она начинает говорить агрессивно, "что отталкивает мужчин и вызывает у нее невыносимое чувство неудовлетворенности собой". О, замечательный, несравненный жупел, заменяющий некоторым сто тысяч порок и часов стояния в углу на горохе!
Хендерсон, находясь на, несомненно, сексистских позициях, которых ему не удалось преодолеть даже в общении с великим Юнгом (!), не замечает, что отталкивала мужчин не агрессивность как таковая, которая в порядке вещей в мужских сообществах. Их отталкивало в общении с ней ощущение, что их опыт взаимодействия стала перенимать женщина, вынужденная отстаивать позицию равного в мужском окружении. И именно в этом - неприятии ее теми, кто был для нее и окружением и, соответственно, увы, авторитетом, заключалась причина невротизации ее личности, повлекшая все остальные отклонения в жизненных проявлениях. Тем более что все эти события подкреплялись воспитанными с детства поло-ролевыми установками. И отнюдь не "коллежи" воспитывают чувство соперничества у девушек. Так заставляет их действовать среда, где женщины в полный рост сталкиваются с ситуацией, когда в повседневной практике они ощущают, а затем - начинают осознавать, что девушки ничуть не глупее и не деятельнее парней, а по некоторым, и замечу, многочисленным параметрам, что в последнее время становится все очевиднее, превосходят их. И именно общественный двойной стандарт, заключающийся в распространенной практике: дать равное образование, но затем продолжать на разных уровнях проводить разграничение по "прирожденным половым способностям и биологическим предназначениям", приводят наиболее способных девушек, а затем - женщин к состоянию неудовлетворенности и общей невротизации.
Да, ведь далее идет изумительный сон "анализируемой женщины": товаркам по очереди на гильотину рубят головы, а сновидящая, как курица, попавшая в конвейер современного птице перерабатывающего комбината, кажется, не испытывает никаких чувств: ни протеста, ни страха. Разумеется, когда тебе отрубят голову, придется "дать свободу телу", чтобы без головы открыть свою истинную сексуальность (похоже на фольклорную скважину, не правда ли?) Вне всякого сомнения, в этом и состоит "жертвование мужской героической ролью", сопровождающееся принятием роли покладистой, безмолвной самки, у которой сразу улучшится интимная жизнь. С кем? С мужем, который, в поддержку чаяния психоаналитика, сразу же начнет относиться к ней как к мамочке-наседке? И, разумеется, вне всякого сомнения, попутались мифы: мужчина, а не Афина Паллада, вышел из головы Зевса в полном доспешном облачении, целостный и готовый к превратностям существования, поэтому именно женщине по-прежнему еще грозит пробуждение, в отличие от мужчины, рожденного совершенным!
Комментариев нет:
Отправить комментарий