воскресенье, 30 августа 2009 г.

Давно написанный отзыв на фильм, который я восприняла так, как будто это ...

Три цвета: Синий / Trois couleurs: Bleu (1993)

Режиссер: Кшиштоф Кесьлевский /Krzysztof Kieslowski/

В ролях: Жюльет Бинош /Juliette Binoche/, Бенуа Режан /Benoît Régent/, Флоранс Пернель /Florence Pe

О фильме: В автомобильной катастрофе погибает знаменитый композитор вместе со своей 5-летней дочерью. Его жена чудом осталась жива, но с утратой самых близких ей людей прежняя жизнь становится для нее невозможной и невыносимой. Она обрывает все связи с прошлым и уходит в себя. Но музыка оказывается сильнее боли - музыка ее мужа, в которой она, как выясняется, принимала куда большее, чем считалось, участие...

Примечания: Первый фильм трилогии Кшиштофа Кесьлевского \"Три цвета\". Серьезная, умная картина, рассчитанная на столь же серьезного и сосредоточенного зрителя. Фильм получил Главный приз на кинофестивале в Венеции 1992 г, а Славомир Идзяк приз за операторскую работу, а также пермию \"Сезар\" за звук и лучшую

О том, что синий - цвет одной из полос французского флага, означающей свободу, и о том, что он лёг в основу этого фильма, я думаю, знают уже все. Зато многие до сих пор гадают интерпретацию свободы в фильме. Я изложу свою точку зрения. Сюжет полностью укладывается в 1 предложение: внезапно овдовевшая жена композитора вместе с его другом дописывают неоконченное произведение.

Тут-то и начинается ключ к разгадке этого фильма для меня. Оговорюсь, что те, кто не помнит снов или не видел «широкоформатных и цветных» снов, вряд ли одобрят моё объяснение. Остальным напомню: вы пробовали рассказать сон, потрясший Вас и запомнившийся надолго? Вы помните изумление от того, как сон поблёк, выцвел и уплощился по мере рассказа? То же самое происходит и при попытке рассказать «Синий».

Невозможно передать ни накал чувств, ни власть музыки, ни откровения, ни потрясения, ни тем более всю бездну чувства утраты и безграничного одиночества. Я уверена, что и испытать такое в жизни просто невозможно в силу того, что наш мозг защищён от такого рода тяжелейших потрясений, чреватых умопомрачением. Но когда мы спим, защита спит вместе с нами и наступает время откровения истинных накалов эмоций и познания истинных высот сознания. В частности, мы можем пережить утрату близкого человека, уйдя в дела и работу, обманув себя тем, что смерть - это как отъезд навсегда, или потому, что у нас не хватило сил уйти вслед за ним (как это произошло с Жюли - главной героиней фильма). Наконец, просто потому, что в полной мере осознать утрату невозможно, как и бесконечность. И тогда приходят сны, снова и снова. И в них мы постигаем всю боль на которую способна душа, которой по-живому отрубили кусок сердца... И мы просыпаемся от того, что плачем, и мы плачем от того, что проснулись...

Как и всякий сон подобного рода, «Синий» скручивает время в тугую спираль, вместив в свои 2 часа всю жизнь, которую Вы успеваете прожить вместе с главной героиней. Несмотря на всю свою целостность и завершённость, он дробится многократно на кусочки и эпизоды, законченные и совершенные по информативности и силе воздействия, подобно той синей гирлянде из осколков стекла, которую Жюли (Жюльет Бинош )взяла из прежнего дома как единственное напоминание обо всём, что было в прежней жизни.

Чтобы рассказать фильм, надо описывать его весь, кадр за кадром, сюжет за сюжетом, а потому, лучше смотреть самим. Я лишь приведу примеры: «Предчуствие трагедии»: пронзительно синий шуршащий фантик оглушительно трепещется на ветру в руках маленькой девочки... «Забвение» - мать, погружённая в себя и отрешённая от мира полной потерей памяти... «Возрождение» - Жюли, сидя на скамейке в солнечный день, наблюдает сквозь ресницы за улицей и замечает старушку, бредущую выбросить пластиковую бутылочку в контейнер»... Не понятно? Тогда смотрите!

Просто посмотрите этот фильм ещё раз. Может быть, Вы согласитесь со мной, что свобода - это когда часть тебя умерла, не вынеся утраты, а из пепла, вроде феникса, возникла совсем другая личность. Когда человек перед Вами - совсем другой, нежели Вы ожидаете, руководствуясь прежним знанием. Это - не освобождение от ненужных чувств, это - новая жизнь после духовной и эмоциональной смерти.

Как у Шварца (правда там несколько иной контекст), когда Дракон говорит о том, что физически человека можно уничтожить только 1 раз, а душа его способна возрождаться и перерождаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий